Особенности развития науки в эпоху Возрождения

В Европе к XV веку зарождались буржуазные общественные отношения. Идет рост ремесленного производства, рост городов, углубляются и распространяются торговые отношения. Запад унаследовал многие труды античных мыслителей и натурфилософские труды арабских ученых. Человек стал активным началом в исследовании природы и это явилось зарождением идеи экспериментального исследования в науке и культуре. Все это привело к тому, что на первое место вышел Северо-Запад, Европа, а впоследствии Америка. Так наступает эпоха Возрождения (поначалу раннего, а затем позднего).

Возникают первые центры научной мысли: Оксфордский и Парижские университеты. Крупной фигурой в Оксфорде стал Роберт Гроссетест (по прозвищу большеголовый, (1175-1253)). Он один из первых стал переводить естественно-научные произведения Аристотеля и стал писать комментарии к ним. Но Гроссетест и сам писал книги по матема­тике, физике (оптике), астрономии. Он был ярким теоретиком и практи­ком экспериментального естествознания. Так формировался идеал мате­матизированного и опытного знания.

Для проверки гипотез Гроссетест пользовался методом верификации (опытной проверки) и фальсификации. Впоследствии, в XX в., эти ме­тоды нашли отражение в неопозитивизме Л. Витгенштейна и К. Поппера. Метод фальсификации в то время был особенно необходим. Надо было отбросить те предположения, которые противоречат природе вещей. Та­ким образом, отбирались наиболее подходящие системы знаний.

Гроссетест, предпринимая попытку выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходит из идей Аристотеля, изло­женных им во «Второй Аналитике». Здесь ученый четыре аристотелев­ские причины заменяет двухполюсной причинно-следственной цепочкой. Так складывалась метафизика (философия) того времени, которая стала корнем того «эмпиризма» и «индуктивизма», который показался многим столь похожим на методологию науки нового времени и скорее является чертой, принципиально отличающей средневековый метод физического мышления от экспериментально-теоретического метода новой науки».

В Оксфорде много внимания уделялось разработке теории света; оп­тика считалась основой некоторой универсальности физической теории. Здесь уже уменьшалась творческая роль Бога. Тогда считалось, что Бог создает вначале некий светящийся пункт, который, мгновенно расширя­ясь, рождает огромную сферу, где слиты начала материи и формы. При­знавалось, что природа познается посредством применения математики, а основу физики составляет оптика. Весь мир является результатом само­возрастающей светящейся массы. И в человеке - световое начало, а свет человеческого знания - это ничтожно малая частичка абсолютного боже­ственного света.

Видной фигурой явился Роджер Бекон (1214-1242) английский на­турфилософ и богослов по прозвищу «тонкий доктор», т. е. оригиналь­ный, удивительный мыслитель своего века. В духе оксфордской школы был противником умозрительных рассуждений схоластов. Бэкон создает энциклопедию, в которой значительное место отводит математике (гео­метрии, арифметике), астрономии и музыке. Ученый считал, что лишь благодаря применению математики наука, полная сомнений и неясных мест, может быть удостоверена и достигнуть очевидности и истинности. Но он полагал, что кроме математики еще нужен опыт. Р .Бэкон выделял дни основных способа познания: а) с помощью доказательств, б) из опыта. Но и опыт есть внешний - через органы чувств и соответствующие инструменты. Есть опыт внутренний - это внутреннее озарение и божест­венная «иллюминация». Это фантастический праопыт, которым Бог на­делил «святых отцов и пророков».

Конечно, нельзя делать вывод, о том, что здесь закладывался фундамент экспериментальной науки. Все это сложилось позднее. Все тогдаш­ние мыслители не сомневались в основах христианского мировоззрения. Никто из них не нарушал иерархии средневековых наук с теологией во главе.

Заметную роль в развитии науки в XIV в. сыграл английский философ Ульям Оккам. Он развивал логическое учение. Признавал две разновидности знания: 1) интуитивное, т. е. внутренне переживание, 2) абстрактное знание, как отвлечение от единичных вещей. Идеи Оккама были широко распространены в университетах того времени. Постепенно в науку внедряются математические расчеты. Утвердится идея о том, что законы природы могут быть описаны языком математики. Все это становится знамением всей эпохи Возрождения.

Зарождается новый тип мышления. Европа с XV века стала играть ве­дущую роль во всемирной истории. Философия Возрождения не была восстановлением античной философии, она обладала собствен­ным (богатым содержанием. Происходит секуляризация, начавшаяся в XVвв. в Европе, своего рода ограничение роли церкви. Философия, наука приобретают автономность по отношению к церкви.

Наступает смена мировоззренческой ориентации. Для человека ценностью является не потусторонний мир, а мир реальный. Особенно это проявилось в протестантизме. Акценты смещаются на познание природы. За религией осталась мораль, спасение души.

10. Становление классической науки нового времени (17 –19 вв.).

Классическая наука – это огромный период в истории науки, это время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. В этот период была создана механистическая картина мира – в основе этого представления о мире было заложено представление о том, что законы механики, физики распространяются не только на природу, но и на другие области жизни, включая и общество. В этот период выделяются 2 этапа:

1) 17 – 18 вв., связанный с открытием И. Ньютоном закона всемирного тяготения в 17 в. (1663 г.) и освоение открытий Ньютона европейской наукой – эпоха Просвещения.

2) Возникновение дифференцированной науки, связанной с промышленными революциями (конец 18 – 19 вв.). Ключевым здесь является понятие классической науки, включающее 4 особенности:

1) Основной областью знаний в классической науке стала физика и на ней, как стали считать, базируются все другие науки, причем не только естественные, но и гуманитарные – при этом имелась в виду физика Ньютона – рассматривала мир как механизм, совокупность материальных тел, движущихся по строгим естественным законам, причем такое понимание мира распространялось и на биологические объекты, а также и социологические процессы, в том числе и на человека.

2) Весь мир сводился к механическим силам притяжения и отталкивания. Все явления, в том числе, и социальные можно представить как перемещение частиц вещества, лишенных каких-либо качественных особенностей. Первостепенное значение в научных методах приобрели расчеты, особое внимание уделялось точным измерениям. Один из мыслителей – О. Конт призывал социальную науку называть социальной физикой.

3) В отличие от научной мысли Средневековья, наука развивалась на своей собственной основе, т.е. она развивалась вне влияния ненаучных, религиозных установок и опиралась только на собственные выводы.

4) Под влиянием содержания классической науки стала перестраиваться и сложившаяся в Средневековье система образования. Наряду со средневековыми университетами стали появляться политехнические специальные учебные заведения, причем учебные программы стали выстраиваться по другой системе, в основе которой первое место занимала механика, затем физика, химия, биология, социология. Вместе с тем, в рамках этого большого периода выделяется 2 этапа: наука периода Просвещения (17 – 18 вв.), наука эпохи промышленной революции (конец 18 – начало 19 вв.).

Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).

Этот этап характеризуется огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.). Классический труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1677 г.). В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, которая наблюдается в земных условиях является той же силой, которая удерживает Землю на орбите и все другие планеты. Эта сила пропорциональна массе взаимодействия тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: F = m / s ².

Вторая особенность эпохи Просвещения заключалась в прочном утверждении в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам.

Третья особенность состоит в том, что самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.

Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук. Одним из первых академиков стал Галилей, академия вскоре стала защищать его от нападок церкви.

В это же время стал повышаться уровень научных исследований в университетах. Появляются специальные высшие учебные заведения: Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др. Появились кафедры как центры организации внутривузовских исследований. Возникло понятие «научная и учебная дисциплина».

Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.).

3.1. Технические достижения 18 в.

Промышленная революция – широкое понятие, под которым понимается развитие энергетики и машинного производства. Крупнейшие изобретения не всегда были связаны с чисто научными теоретическими открытиями. Эти изобретения непосредственно возникали в результате потребностей практики (общества, промышленности). Например, многие технические нововведения в Англии были вызваны огромным спросом на товары. Отсюда и крупнейшие изобретения, например, в текстильной промышленности.

Произошли изменения в системе образования. В составе преподавателей университетов стали появляться крупные ученые. Профессия преподавателя стала одной из самых престижных. Кроме старых университетов значительную роль стали играть отраслевые специализированные вузы, в которых кроме традиционных дисциплин главное внимание стало уделяться изучению естественных и технических дисциплин, математики. Эти дисциплины занимали центральное место в учебных программах новых учебных заведений, образцом которых стала Парижская политехническая школа, созданная в 1794 г. Основным организационным звеном высших учебных заведений стали кафедры, задачей которых являлось обеспечение преподавания определенного комплекса учебных дисциплин и подготовка соответствующих учебников, в том числе по математике, физике и т.д.

Основные выводы по классической науке XVII – XIX вв.

1) Развитие классической науки – лавинообразный рост научных открытий и технических изобретений, который привел к созданию новой сферы жизни – техносферы (которую иногда называют второй природой) в виде машинного производства, систем транспорта, связи. К концу XIX в. заложены основы современной промышленной цивилизации.

2) К концу периода сформировалась современная система наук, которая включала математику, физику, химию, биологию и комплекс социологических наук. Причем методы естественных наук (экспериментальные методы) стали все теснее сближаться с методами гуманитарных наук. Образовался единый фронт науки и научная сфера стала одной из ведущих сфер в социальной жизни.

3) Сформировалась система светского массового образования, которое продолжает в общих чертах существовать и в настоящее время. Важную роль стало играть техническое образование, хотя сохранилась система религиозного образования – против нее никто и не возражал – но существующая обособленно.

4) Появились предпосылки для активной разработки наиболее общих философских проблем (принципов) науки. В XVIII – XIX вв. появились классики теории познания и теории науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант (пределы возможности человеческого познания), Г. Гегель, О. Конт (роль изучения комплекса естественных наук).


5328821185713931.html
5328847381869644.html
    PR.RU™